На минувшей неделе в Москве прошли Международная туристическая выставка «Интурмаркет» и Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства MITT-2023, в которых принимали участие представители холдинга «РЖД».
А уже 30 марта в Казани на железнодорожной конференции «PRO//Движение.Туризм» участники обсудят стратегию развития регионального туризма в Приволжском федеральном округе, меры поддержки отрасли, методы популяризации и продвижения внутреннего туризма, развитие инфраструктуры для путешествующих. Также будут представлены новые мультимодальные и железнодорожные маршруты.
Ведущий эксперт Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Антон КудряковХолдинг «РЖД» запускает уникальные туристические продукты, как с проездом по железной дороге, так и с комплексным обслуживанием, и предлагает различные варианты путешествий по стране – от туров «выходного дня» до больших круизных программ в современном формате «поезд-отель». Теперь перевозки – это не только способ куда-то доехать, но и цель – узнать другие регионы, познакомиться с их историей, культурой, национальными блюдами, посетить достопримечательности.
В настоящее время сформированы 38 межрегиональных туристических маршрутов. В их числе есть специальные проекты – «Большая перемена», «Поезд Памяти», «Поезд Деда Мороза», «Страна открытий» и «Своих не бросаем». Общая география их проследования охватывает более 40 субъектов РФ. Также курсируют 25 региональных туристических поездов. Ознакомиться с маршрутами и расписанием всех туристических поездов можно на сайте холдинга в разделе «Путешествуй с РЖД».
В состав туристических поездов входят купейные вагоны, СВ, люкс, вагоны-рестораны. Кроме того, поступают заявки на организацию специальных рейсов для официальных делегаций. Тогда в состав поезда добавляются вагоны-рестораны, вагоны-залы, в которых можно проводить деловые встречи и совещания во время поездки.
К факторам привлекательности железнодорожного туризма, в том числе делового и гастрономического, относится учёт баланса времени на саму поездку и на экскурсии, проведение корпоративных встреч. Особую роль в этом процессе играет индивидуальный подход в работе с заявками, несмотря на то, что в холдинге действуют стандарты по обслуживанию в туристических поездах.
Каждый туристический маршрут уникален и имеет свою «жемчужину». Люди испытывают яркие эмоции, которые получают от посещения того или иного региона.
Наибольшей популярностью у туристов и корпоративных клиентов пользуется ретропоезд на паровозной тяге «Рускеальский экспресс». В этом году 1 июня ему исполняется четыре года. Ежегодно он перевозит порядка 200 тыс. пассажиров. Его привлекательность в том, что там можно проводить различные мероприятия. В составе ретропоезда есть семейный вагон (с детской зоной), вагон-бар, три фотокупе, оборудованное интерактивной системой для моментальной фотографии. Также в «Рускеальский экспресс» включён вагон первого класса, который состоит из четырёх купе класса «Люкс» и зоны отдыха. В каждом купе большой стол, телевизор и уютные диваны.
Что касается гастрономического туризма, то для проведения корпоративного выезда популярен проект «Ужин в ретропоезде». Также в туристических поездах, например «В Карелию», «Белорусский вояж», «Жемчужина Кавказа», во время поездки предлагаются блюда национальной кухни регионов. И в каждом из них можно забронировать места для корпоративной поездки. 2023 год станет для поезда «Жемчужина Кавказа» третьим сезоном. По результатам обратной связи от туристов мы скорректировали маршрут, добавили посещение Республики Северная Осетия – Алания или Республики Ингушетия (по выбору), и увеличили время пребывания в Республике Дагестан.
Российские железные дороги разработали железнодорожный маршрут для перевозок туристов-спортсменов, желающих совершить от остановочного пункта Гимольская пешее или велосипедное восхождение на высоту 417 метров. В поезде оборудованы специальные места для велосипедов. В зимний период до горы Воттоваара можно добраться на снегоходах.
Готовится к запуску туристический поезд «К виноградникам у моря» по маршруту Москва – Тамань – Новороссийск – Москва. Места на рейс отправлением 9 июня уже полностью проданы. Мы дополнительно организуем ещё один рейс – 15 сентября.
В холдинге наработан большой опыт по формированию востребованного продукта, который нужен и региону, и обыкновенному туристу, и корпоративным клиентам. Кроме этого, мы уходим от посредников и напрямую формируем продажу экскурсий через перевозчиков. Так уже сейчас при покупке билета на туристический поезд предоставляется опция добавить и оплатить экскурсионную программу в том городе проследования, в котором захочет турист.
Каждый туристический маршрут пройден специалистами РЖД, проработан по качеству предоставления услуг. Причём совместная работа с регионами повышает уровень гостеприимства.
В 2023 году в компании ожидают больший туристический поток, поскольку рынок переориентируется на внутренний туризм. Многие эксперты уверены, что именно поезда станут основным видом транспорта для всех типов туристов.
Роман Бараковских, генеральный директор ООО «РЖД Тур»На Международной туристической выставке MITT-2023 компания «РЖД Тур» представила комплексные пакеты, сформированные на базе турпоездов, и маршруты комбинированных путешествий.
Уже второй год подряд холдинг «РЖД» присутствует на выставке MITT со стендом, посвящённым развитию своего туристического направления. Это не только возможность ещё через один канал широко рассказать о проделанной работе, но и сформировать дальнейшие планы развития железнодорожного туризма. Участники выставки, органы власти субъектов РФ и туроператоры показывают свои ресурсы по приёму, а также региональные туристические маршруты, которые представляют интерес для российского путешественника.
Для нас как туроператора такие мероприятия – ещё одна возможность провести очные встречи с партнёрами и изучить новинки туристического рынка страны. За три дня мы наблюдали повышенный интерес к маршрутам и услугам РЖД в части развития железнодорожного туризма. Например, органы власти регионов заинтересованы в том, чтобы турпоезда начали курсировать через их города, а индивидуальные посетители интересовались действующими маршрутами, брали себе на заметку тот или иной поезд, а многие уже начинали планировать поездки.
Евгения Чухнова, заместитель генерального директора ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения»Проект
Travel.RZD.ru – комплексное цифровое решение в сфере туризма, позволяющее создавать и развивать востребованные продукты для различных сегментов целевой аудитории.
В ноябре 2021 года мы в тестовом режиме реализовали доступ к услугам выбора и бронирования отелей и экскурсий. В марте 2022 года проект заработал в полную силу. В июле этого же года ассортимент был расширен: добавилась возможность заказа экскурсионных туров в России и странах СНГ. Сегодня пользователям
Travel.RZD.ru доступно бронирование 110 000 отелей, гостиниц и хостелов, экскурсионный контент от 300 поставщиков впечатлений, представлены и туристические продукты холдинга «РЖД». Активно идёт работа над подключением поставщиков туристических услуг из Абхазии, которая, надеюсь, будет завершена к началу летнего сезона.
Важное направление развития проекта – работа с поставщиками холдинга «РЖД». Это предложения музеев, исторические объекты и архитектурные достопримечательности российских железных дорог, предложения санаториев и пансионатов, новые решения по временному размещению, например капсульные отели на вокзалах.
Функциональность и интерфейс проекта постоянно дорабатываются с учётом обратной связи от пользователей. Сейчас мы получаем более 80% положительных отзывов от тех, кто пользуется услугами платформы.
Удобство поиска, качество и подача информации – приоритеты работы нашей команды. Мы проверяем достоверность каждой фотографии и параметров объектов, которые предоставляют партнёры.
Отмечу, что платформа несёт и функцию поддержки предпринимателей. Так, в октябре 2022 года упростилась схема заключения договоров с владельцами отелей, гостиниц и апартаментов, а также с организаторами экскурсий и туров. Среди них преимущественно представители малого и среднего бизнеса. Размещая свои продукты на портале, они получают мощный инструмент для увеличения продаж.
Стратегическая миссия
Travel.RZD.ru – быть драйвером развития индустрии внутреннего туризма. Планы проекта предусматривают занятие прочных позиций как одного из лидеров цифровых продуктов в сфере туризма для российского рынка. Речь идёт прежде всего о развитии и продвижении сервиса онлайн-бронирования, напрямую работающего с отельерами, запуске решения по санаторно-медицинскому отдыху, расширении сервисов туристических впечатлений – экскурсий, билетов в музеи, театры и на концерты.